Доступная среда
Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г. Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству, и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.
В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнение должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.
В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации. Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений.
Доступная среда для инвалидов - это возможность комфортно жить: передвигаться, получать желаемые услуги, контактировать с обществом. В России данное направление регулируется государственной программой Доступная среда, которая реализуется с 2011 года. В рамках данной программы определяются основные этапы, направления адаптации и развития среды под нужды людей с особыми потребностями. В городе Вы можете увидеть следующие элементы доступной среды: пандусы для инвалидных колясок, тактильные указатели и информационные таблички, бордюрные съезды, дополнительные поручни и системы вызова помощи в общественных санузлах и много других элементов доступной среды.
В настоящее время в КГКУ «Центр содействия семейному устройству №2 г. Владивостока» работает 3 инвалида, из них 1 – обслуживающий персонал, 2 – педагогические работники.
«Доступная среда» – это безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
В Центре находится 3 воспитанника, имеющие статус ребенок-инвалид: 10 лет,16 лет (ДЦП), 15 лет (сахарный диабет I типа), 6 воспитанников имеют статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Для успешной социализации и адаптации с детьми работают:
- социальный педагог
- педагог-психолог
- учитель-логопед
- узкие профильные специалисты
- педагоги дополнительного образования
- инструктор по труду
- инструктор по физической культуре
- музыкальный руководитель
- волонтеры (студенты, учащиеся школ г. Владивостока)
Предметная среда обеспечивает возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное способствует развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги моделируют развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Администрация КГКУ «Центр содействия семейному устройству №2 г. Владивостока» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
В Центре созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В штате имеется врач-педиатр, 5 медицинских сестер.
Оборудован медицинских кабинет в соответствии с предъявляемыми требованиями, 2 изолятора – на 1 койкоместо (кишечная инфекция), 5 койкомест (общее недомогание). Первичная медико-санитарная помощь воспитанникам оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется Центром. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется ГУЗ Детская поликлиника № 5.
Организации питания учащихся.
Организация питания воспитанников осуществляется на основании 14-ти дневного меню. Питание сбалансированное, 5-ти разовое. Стоимость детодня - 320 рублей (питание). В Центре в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания воспитанников:
• предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием и инвентарём;
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Администрацией Центра определены основные направления воспитания и социализации воспитанников. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у детей культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. В Центр работают кружки и секции дополнительного образования: «Волейбол», «Футбол», «Вольная борьба», «Бокс», зал ОФП. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с медицинским персоналом ГУЗ Детская поликлиника № 5, специалистами Городского центра психолого-медико-социального сопровождения.
Прохождение воспитанниками периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах Охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждён приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346-н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», Приказ МЗ РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» в Центре установлен порядок и правила прохождения воспитанниками медицинских осмотров.
При построении коррекционной образовательной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Модель взаимодействия специалистов в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания
Медицинский персонал
проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий Центра
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил
Дети ходят в общеобразовательные учреждения (сад, школа), ведут активный образ жизни, участвуют в конкурсах, соревнованиях, концертах, имеют множество наград, почетных грамот и дипломов, кубков.